Данные по европейской части России.
вв. после монголо-татарских нашествий это название было распространено на некоторые народы, входившие в состав Золотой Орды. В XV—XVI вв., в период существования татарских феодальных ханств (Казанского, Астраханского, Сибирского и др.), происходило формирование отдельных групп татар — Среднего Поволжья и Приуралья (казанские татары и мишари), Нижнего Поволжья (астраханские татары), Сибири и др. В XVI—XIX вв. татарами называли многие тюркоязычные народы, жившие на окраинах России (азербайджанцы, некоторые народы Поволжья, Северного Кавказа, Средней Азии и Сибири) . Казанские татары — наиболее многочисленные и развитые в социально-экономическом отношении к концу XIX в. сложились в буржуазную нацию. После Октябрьской революции из всех групп татар сформировалась татарская социалистическая нация.
Одной из этнографических групп поволжских» татар являются мишари, живущие на правом и левом берегах Средней Волги в Татарской АССР и в некоторых поволжских областях (переселившихся в Башкирию мишарей называют мещеряками и тюменцами); по всей вероятности — это тгоркизован-ная мещера (одно из финно-угорских племен). С казанскими татарами генетически связаны кряшены (также живут в Татарской АССР), принудительно обращенные в христианство в XVI—XVIII вв. В XVI в. в христианство были обращены пагайбаки, по-видимому, потомки ногайских татар, осевших на р. Ик (приток Камы) после взятия Казани и присоединения Башкирии к России. Сейчас на-гайбаки живут в Башкирии и Челябинской области. Этнографической группой татар является и большая часть тептярей, живущих преимущественно в Башкирской АССР.
Башкиры (самоназвание — башкорт) расселены в Башкирской АССР, а
такя^е в Челябинской, Пермской, Оренбургской, Курганской, Свердловской,
Куйбышевской и Саратовской областях. В их сложении наряду с коренными
обитателями района — ираноязычными сарматами и различными финио-угор-скими
племенами — большое участие, приняли начавшие проникать в Приуралье в I тысячелетии п. э. тюркские кочевники. В их этногенезе
участвовали в более позднее время огузо-пече-нежские племена,
волжско-камские болгары, кыпчаки (XI—XIII вв.)
и некоторые монгольские племена (XIII—XIV вв.).
После разгрома Золотой орды башкиры оказались под властью Казанского,
Ногайского и Сибирского ханств. Присоединение к России в 1552—1557 гг. привело
к воссоединению башкирских племен и способствовало консолидации их в
народность. После Октябрьской революции башки ры получили национальную
автономию и сформировались в социалистическую нацию.
Чуваши (самоназвание — ча-ваш) живут в Чувашской АССР, где образуют
более двух третей населения, а также в Татарской и Башкирской АССР, Ульяновской,
Куйбышевской и Саратовской областях (куда они переселились в XVII—XVIII вв.), Сибири и Средней Азии (мигрировали в XIX—XX вв.). Чувашский этнос слояшлся
в последней четверти I тысячелетия н. э. в лесостепных
районах правобережья Волги в результате смешения тюркоязычных волжско-камских
болгар с местными фшшо-угорскими племенами. Разгром Волжско-Камской Болгарии
монголо-татарами в XIII—XIV вв. вызвал переселение
болгар-суваров на правобережье Волги, что еще более ускорило процесс тюркизации
местных племен. Во второй четверти XV в. чувашские земли были включены в Казанское
ханство.
Присоединение Чувашии к Русскому государству в 1551 г. способствовало
дальнейшей этнической консолидации чувашской народности. После Октябрьской
революции сформировалась чувашская социалистическая нация.
По диалектным и некоторым культурным особенностям чуваши делятся на две этнографические группы: верховых, или вирьял (северо-западная Чувашия) и низовых, или анатри (северо-восточная и южная Чувашия). Между ними расселена переходная группа средненизо-вых чувашей (анат енчи), в языковом отношении близкая к вирьял, а в бытовом — к анатри. За пределами республики большая часть чувашей относится к группе низовых. В последние десятилетия различия между всеми этими группами стираются.