Данные по европейской части России.

Карелы (самоназвание — карь-яла) живут в Карельской АССР, а также в Калининской («тверские» карелы, переселившиеся из Приладожья в XVIXVII вв.), Новгородской и Ярославской областях. Предки карелов — корела русских летописей — в  IX в.  населяли  северозападное побережье Ладожского озера. В XIXII вв. они освоили западную часть современной территории    Карельской    АССР, затем продвинулись на север и восток, где смешались с вепсами.  С  XII   в.  карелы  входят  в состав   Русского   государства и находятся   под   большим   культурным   воздействием   русского населения.  К  середине   XV   в. . относится консолидация карельского этноса. Однако вплоть до настоящего времени   выделяются три этнографические группы карелов,    совпадающие   с   диалектными     группами, — карельекая, ливвиковская, или олонецкая, и людиковская   (некоторые лингвисты    считают    людиковский   диалект   отдельным   языком). С середины XX в. карелы пользуются  русской  и финской графикой.    После    Октябрьской революции   сформировалась   карельская социалистическая   нация.

Близкие по языку и культуре карелам — вепсы (самоназвание — вепса, бепса, лудинкау), являются потомками древнего финского племени весь. Они расселены небольшими группами среди русского населения в Карельской АССР и Ленинградской и Вологодской областях.

Саами (известны также под названием лопарей, или лапландцев) живут на Кольском п-ове (основная их часть расселена в северной Скандинавии). Саами отличаются своеобразным антропологическим типом (лапоноидным), в котором прослеживаются монголоидные признаки. Прежде они вели кочевой образ жизни, но сейчас перешли на оседлость (занимаются рыболовством и оленеводством),

Коми — самоназвание двух близкородственных народов — собственно коми (в прошлом их называли зырянами) и коми-пермяков. Первые образуют коренное население Коми АССР, но живут также за Уралом, в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах Тюменской области, а также в Мурманской области, вторые расселены в Коми-Пермяцком автономном округе, а также в Красновишерском районе Пермской ^области (язьвинские коми-пермяки) и Афанасьевском районе Кировской области (зюз-динские коми-пермяки). Культурно-бытовым своеобразием отличаются ижемцы — этнографическая группа, оторвавшаяся от основного массива собственно коми и переселившаяся в бассейн верхней Вычегды и Печоры.

Предки коми с древних времен жили в бассейне среднего и верхнего течения Камы. Со второй половины I тысячелетия н. э. часть их переселилась из верхнего Прикамья в бассейн Вычегды, где смешалась с местными финно-угорскими племенами. Образовалось два племенных объединения — пермь вычегодская (предки собственно коми) и пермь великая (предки коми-пермяков). В XVIXVIII вв. группа коми расселилась в бассейне верхней Вычегды и Печоры (с Ижмой). После Октябрьской революции оба народа получили национальную автономию.

Удмурты (прежнее название— вотяки) расселены большей частью в Удмуртской АССР. Небольшие группы их живут в Марийской, Татарской и Башкирской АССР, Пермской, Свердловской и Кировской областях.

Удмурты являются потомками древних племен Вятско-Камского района. В конце I — начале II тысячелетия я. э. на них оказали определенное влияние волжско-камские болгары. С 1236 г. удмурты попади под монголо-татарское иго. До середины XVI в. северная часть их входила в состав Вятской земли, южная — в состав Казанского ханства. К 1558 г. территория, населенная удмуртами, полностью вошла в состав Русского государства, после чего ускорился процесс консолидации удмуртской народности. После революции сформировалась удмуртская социалистическая нация. В культурном и языковом отношении от основной части удмуртов существенно отличается их этнографическая группа — бесермяне (север Удмуртской АССР), которых считают прямыми потомками волж-ско-камских болгар.

Оглавление